Акустика против электричества
Вообще, в истории и без шотландца Александра Белла хватало идей для передачи звука на расстояние. Так, Фрэнсис Бэкон еще в начале XVII века придумал переговорные трубы, которуе и по сей день используется на кораблях. А Роберт Гук еще в 1667 году изобрел струнный акустический телефон, копией которого многие из нас баловались в детстве: нитка, натянутая между двумя спичечными коробками. Подобным устройством пользовались в VI-VII веках в Перу индейцы племени чиму, а в XIX веке в Европе нитка с банками стала популярна как «телефон влюбленных» (на расстоянии в несколько метров можно было расслышать даже шепот). А в 1821 году совсем юный тогда Чарльз Уитстон, один из будущих отцов телеграфии, придумал «музыкальную лиру» - приборчик, соединенный очень длинной струной с музыкальным инструментом: находясь в другой комнате, можно было слушать музыку.
И изобретение Беллом электрического телефона идею акустической передачи звука вовсе не убило. Во многом по вине его самого. Телефонные сети, развиваемые силами одного только Белла, росли крайне медленно: у него просто не хватало сил продвигать и рекламировать свое изобретение. В результате «медвежьи углы» земного шара, вроде Новой Зеландии, телефонизировались в несколько раз быстрее, чем Штаты, а лидером по покрытию телефонной сетью была Швеция, где абонентов, в пересчете на количество населения, было почти в сто раз больше, чем в США.
Соратников же у Белла не было: тормозил дело его патент. Хотя изобретателей, создававших аналоги устройства Белла и развивавших его идеи, хватало, реализовать свои разработки у них не было возможности. Если развитие телефонной сети Беллу давалось с трудом, то с отслеживанием нарушений патента его юристы справлялись совершенно блестяще (более двух сотен выигранных дел за полтора десятка лет).
И пока электрический телефон тормозил, получил распространение так называемый акустический телефон. С ним много экспериментировал сам Эдисон, пытаясь составить конкуренцию шотландцу, но массы покорила не его идея, а разработка Лемюэля Меллетта из Массачусетса, создавшего Pulsion Telephone Supply Company. Его устройство было крайне простым: любой джентльмен мог у любого телеграфного столба присоединиться к проводу и, используя свою шляпу в качестве резонатора, говорить по этому «телефону».
Очевидцы утверждают, что слышимость была прекрасной, само устройство выглядело настолько просто и стоило так недорого, что было весьма популярным: Меллетт довольно успешно продавал его железнодорожным компаниям и почте, и даже известны случаи локальной телефонизации, причем, в таком крупном городе, как Бостон.
Кстати, устройство Меллетта вовсе не было просто веревкой на палке: если в электрических устройствах передача сигнала поддерживается током, то здесь поддерживать ее было нечем, и приходилось ухищряться, чтобы передавать звук на максимальное расстояние. Миллетту в этой области принадлежало около 300 патентов, которые позволили добиться передачи звука на расстояние в 800 метров, а позже установить рекорд, соединив две железнодорожные станции на расстоянии в 4,8 км.
У Миллетта были большие планы: он выпустил акции свой компании и Нью-Йоркская биржа даже отметила бум их продаж. Вот только расцвет популярности Pulsion Telephone Supply Company совпал с окончанием срока действия патента Белла. На рынок вышло больше сотни небольших телефонных компаний, которые, бешено конкурируя друг с другом, кажется, даже не заметили «пульсионный телефон» Миллетта.
Биржевые воротилы, ставившие на крупных акул (к числу которых, безусловно, принадлежала и компания Миллетта) ошиблись: неудобное для частных разговоров и имеющее существенные ограничения устройство Миллетта, увы, не прижилось. Множество мелких и шустрых пираний разорвали акулу в клочки, даже и не заметив.
Pulsion Telephone Supply Company разорилась, продержавшись чуть более года
#техноистории от Саши Иванова
Комментариев нет:
Отправить комментарий