В начале XV века самым грозным флотом мира могла похвастаться маленькая Шотландия. Да-да, её король Яков IV на радостях союза с Англией активно начал вкладываться в судостроительство. Для этого он основал отдельный порт Ньюхэвен, который позже вошёл в состав Эдинбурга. И там Шотландия начала штамповать один большой корабль за другим, чтобы иметь к 1515 году 16 крупных и 10 "обычных" кораблей.
Вишенкой в этом проекте стал 33-пушечный "St. Michael". 300 моряков, 120 артиллеристов, 1000 солдат. Для понимания, у Колумба на его "Санта-Марии", "Санта-Кларе" и "Пинте" в сумме было меньше 100 человек.
И, конечно же, большое число пушек. На "Святом Майкле" было сразу 33 пушки, из которых 3 - в 22 дюйма, что в 2-5 раз превышало обычный калибр тех времён, а полноценно в ход пушки в 17 и более дюймов пошли только в XIX веке.
И надо признать, что такой монстр оказался настолько разрушительным, что смог потопить бюджет целой страны. Настолько дорогим в обслуживании оказался "Святой Майкл".
Всего пару лет безусловного лидерства в силе флота, и в 1513 году Яков IV начинает сперва сдавать корабли в аренду Франции, а потом и продавать их. Просто чтобы хоть как-то отбить расходы на содержание флота.
Для понимания - в один из выходов в море "Святой Майкл" использовался для разграбления Каррикфергуса, одного из английских портов рядом с Белфастом. Но даже эта добыча не перекрыла текущих расходов на саму операцию.
Тот случай, когда забыли посчитать будущую стоимость владения активом, а она оказалась невыносимо большой.
_______
Источник | #truefinance
@F_S_C_P
Комментариев нет:
Отправить комментарий