пятница, 20 июня 2025 г.

Зомбоящик эпохи интернета

 Зомбоящик эпохи интернета


Согласно легенде, одним февральским вечерком 2005 года два сотрудника PayPal, Чад Хедли и Джавед Карим, попивая пивко под рок из телека, захотели ярко сообщить своему отсутствующему другу, Стиву Чену, как лихо они отдыхают. И внезапно обнаружили, что в мире нет платформ, чтобы заливать и пересылать видео. А если чего-то на свете нет, то это обязательно надо сделать!

Тянуть долго не стали: Хедли набросал на листке бумаги, какой функционал должен содержать сайт, а Чен и Карим написали программу, которая зашевелилась уже через девять дней после той вечеринки.

Хедли придумал лого и имя компании - YouTube, что звучало тогда вызывающе, так как ассоциировалось с «boob tube» (переводится как «топик», но это также сленговое название ТВ, самый точный перевод на русский звучит как «зомбоящик», и, конечно, намек на женскую грудь). Холостым приятелям показалось, что это именно то, что надо, ведь изначально они замыслили сайт знакомств, своего рода соцсеть. Им казалось, что в мире полно людей, которые захотят выложить видеовизитку, показав себя во всей красе. Как мы понимаем, желающих оказалось ровно ноль.

Этот крах надежд и вообще тоска, видимо, и пригнала Карима в местный зоопарк, где он снял 19-секундный ролик у клетки со слоном, произнеся текст, связность и глубина которого не делали бы чести и двухлетке. От идеи на вечеринке до первого ролика прошло чуть больше месяца.

Однако нашлись люди, которые захотели эту муть смотреть (сейчас, заметим, у первого ролика 350 млн просмотров). Так что троицу основателей крах идеи dating-сайта не смутил. Новая идея состояла в сайте для хранения собственных видео.

Денег для раскрутки сайта у них не было, но троица жила и работала среди людей, повернутых на цифровых технологиях. Сарафанного радио оказалось достаточно, и к маю, то есть через 2 месяца после старта, аудитория сайта составила уже 30 тысяч в неделю.

Фактором успеха стало то, что сами основатели считали лишь сопутствующим плюсом: тот факт, что аналогов ему тогда не было. А еще оказалось, что людям есть о чем поведать миру. А Хэдли со товарищи, наученные горьким опытом неудавшейся идеи видеознакомств, «держали ухо к земле» - то есть не диктовали аудитории свои идеи, а пытались услышать и угадать их чаяния.

За лето 2005 года троица провела «революций»: появились рейтинг топ-видео, оценка звездами и плейлисты, развертка во весь экран и, наконец, подписка. Осенью первый ролик (реклама Nike с Роналдиньо) получил миллион просмотров - магия цифр отлично действовала на инвесторов, которые устроили охоту на Хэдли и Чана (доля Карима была существенно меньше). Первым их догнал фонд Sequoia Capital и вручил им, таки, чек на $3,5 млн.

Деньги пришлись кстати - сервис рос как попкорн из горсти семян (за три осенних месяца число ежедневных просмотров выросло с 2 до 25 млн в день), а денег еще не приносил. Зато проблем приносил охапками и каждый день. То с модерацией (репутационные потери), то с авторскими правами (миллионные иски).

Темпы роста платформы были невероятными: в июле 2006-го уже 100 млн просмотров в сутки. Помогло и то, что широкополосный доступ в интернет как раз из экзотики становился обыденностью. Но проблемы не кончались: хромала разработка поиска и рекомендаций, модерация была пугающей черной дырой. Поэтому, когда к отцам-основателям YouTube явился Google с предложением недоступные осмыслению $1,63 млрд за сервис, друзья приняли предложение.

Все оказались в плюсе: Пейдж и Брин на тот момент уже окончательно разочаровались в своем аналоге творения Хэдли, Чена и Карима. При этом Google располагал технологиями, которых так не хватало сервису YouTube.

Итог известен: сейчас пользователями YouTube являются практически все население планеты.

#техноистории от Источник | #antidigital
@F_S_C_P

▪️Генерируй картинки в боте:
Flux + MidJourney v7

Комментариев нет:

ad