Немногие пока в курсе, но долгими зимними вечерами я пишу фантастику (издатели, welcome! :). Поэтому мне вдвойне интересно было почитать колонку автора «Неба сингулярности» Чарльза Стросса о том, как фантастика повлияла на нынешнее поколение техномиллиардеров. И его ответ: «Фигово повлияла».
То есть, прочитать-то они ее прочли в подростковом возрасте, но почему-то решили, что это не антиутопия, а руководство к действию. Собственно, квитэссенция этой мысли – в твите гейм-дизайнера Алекса Блечмана, ставшем вирусным в 2021 году:
Автор: В своей книге я придумал Тормент Нексуса, как предупреждение.
Технокомпания: Наконец-то мы создали Тормент Нексуса из классического научно фантастического романа «Не создавайте Тормента Нексуса!».
Все, о чем сегодня мечтают техномиллиардеры, можно прочитать в старой фантастике. Илон Маск горит колонизацией Марса и называет свой ИИ термином из романа о марсианине, Джефф Безос предпочитает планы 1970-х годов по созданию гигантских орбитальных станций. Питер Тиль финансирует исследования в области искусственного интеллекта, продления жизни и плавучих островов. Марк Цукерберг потратил $10 млрд, пытаясь создать Метавселенную по роману Нила Стивенсона «Лавина». А Марк Андриссен из венчурной компании Andreessen Horowitz опубликовал «технооптимистический манифест», продвигающий причудливую акселерационистскую философию, призывающую к нерегулируемому капиталистическому будущему чистого технологического хаоса (мы писали недавно о e/acc).
Фантастика 30-50-летней давности, на которой выросла Кремниевая Долина, создавалась усилиями таких издателей, как Джон Кэмпбел, который открыл миру Роберта Хайнлайна и Айзека Азимова, а также был расистом, сексистом и анти-коммунистом, пишет Стросс. Фантастика в США болталась на правом идеологическом фланге, и Кремниевая долина автоматически впитала в себя эту идеологию.
Нынешнюю квази-религиозную смесь верований гуру Кремниевой долины называют TESCREAL, сокращение от «transhumanism, extropianism, singularitarianism, cosmism, rationalism, effective altruism and longtermism». Причем, русские тоже внесли сюда свой вклад, но вовсе не фантасты Стругацкие (коих техно-лидеры свободного мира, к сожалению, не читали), а мистический русский космизм с его богочеловечеством, из представителей которого автор называет только основоположника Николая Федорова, а мы с вами с ходу можем назвать Бердяева, Рериха, Соловьева, Вернадского и т.д.
В общем, заканчивает фантаст свою статью, ситуация пугающая: «миллиардеры за рулем приняли предостерегающие и развлекательные истории за дорожную карту, а мы сидим в пассажирском кресле. Будем надеяться, что перед нами не обрыв».
Что сказать? «НАМ НУЖНА ДРУГАЯ ФАНТАСТИКА!»
К параллелям Чарльза Стросса присовокуплю и свою. В начале XX века русские мечтатели приняли за руководство к действию отвлеченные труды европейских авторов предыдущего века, типа Карла Маркса, и решили создать утопическую страну всеобщего равенства. К чему это привело все мы знаем. К чему приведет в начале XXI века желание идеологов Кремниевой долины, вдохновленных трудами фантастов предыдущего века, привести человечество к Золотому веку сингулярности нам еще предстоит узнать.
_______
Источник | #antidigital
@F_S_C_P
-------
Комментариев нет:
Отправить комментарий