Американские горки Yahoo!
Осенью 1994 года админы Стэнфорда подали жалобу на двух парней, засорявших мощности университета своими глупостями. Мощностей этим студентам, Джерри Янгу и Дэвиду Фило, и в самом деле требовалось много: число посетителей их каталога сайтов крохотного тогда еще интернета удваивалось каждый месяц.
Впрочем, к тому моменту Янг и Фило и сами поняли, что им нужны более мощные сервера. К тому же, хобби уже начало приносить им деньги: $20 за 1000 кликов на баннер рекламодателя. Так что университет они, по традиции технопредпринимателей, бросили и создали компанию, которой придумали звучное имя Yahoo!.
В январе 1995 года, когда они зарегистрировали домен, каталогом уже пользовалось 100 тысяч человек в день. Для того времени это было уже очень много, и в компанию потянулись инвесторы. Первый миллион занес Sequoia Capital, остальные выстроились в очередь.
Идею, как обычно, быстро подхватили, начали появляться и другие поисковики. И Yahoo! разработали стратегию:1️⃣не брать денег с пользователя (платформа должна окупаться за счет рекламы) и2️⃣собрать у себя все лучшие сервисы, чтобы пользователю не нужно было уходить с их страничек. Первая часть оказалась провидческой: поисковики, бравшие деньги с пользователя, быстро прогорели. А вот вторая, наоборот, стала причиной, по которой позже сам Yahoo!, облепленный бесполезными покупками, как корабль - ракушками, пойдет на дно.
Но пока компании сопутствует успех: в апреле 1996 года Yahoo! поднимает на IPO баснословные для интернет-проекта $33 млн. Появляются деньги для скупки сервисов. Среди возможных покупок: занимающаяся поиском компания BackRub, за которую Yahoo! предлагает целый миллион! Но ее владельцы, некто Ларри Пейдж и Сергей Брин, отказываются от сделки.
Yahoo! пыталась создать поиск и сама, но к 2000 году оставляет эту пустую затею и просто заключает 4-х летнее соглашение с бывшим BackRub, переименованным в Google. Для еще непопулярного Google это ступенька к лидерству, а для Yahoo! – начало четырех лет процветания и одновременно начало конца.
В 2001 году Yahoo! – ведущий интернет-ресурс в мире и оценивается в $100 млрд. Правда, «крах доткомов» снижает цену ее акций со $118 до $8, но компания быстро отыгрывает этот провал. Она растет за счет телерекламы, в которую вкладывает десятки миллионов, но получает миллиарды за счет притока новых пользователей.
Компания еще дважды попытается купить Google, но сначала сделка срывается по вине Yahoo! (ее директора надеялись сбить цену), а когда соглашение о поиске заканчивается, уже Пейдж и Брин отказываются от $3 млрд. В итоге компания покупает других разработчиков, надеясь «скопировать» Google, но время упущено. В 2005 году рекламная выручка Google уже $1 млрд, и они становятся лидерами рынка.
Впрочем, хаотические инвестиции Yahoo! принесут пользу: позже доли в Amazon и AliBaba помогут компании выжить. А в 2006 компания почти договорилась о покупке Facebook за $1 млрд, но в последний момент Yahoo! снижает предложение в 5 раз и сделка, которая в будущем вполне могла спасти компанию, срывается.
К мировому кризису 2008 года Yahoo! представляет из себя набор слабо связанных друг с другом сервисов, частью заброшенных, частью отсталых, компания тратит больше, чем зарабатывает, и все сильнее проигрывает Google. Казалось бы, неожиданное предложение от Microsoft о покупке за $44,6 млрд – подарок судьбы. Но Янг и Фило отказываются от журавля в руках, видимо, посчитав его синицей. Их просчет оказывается очевиден уже через несколько месяцев, когда стоимость Yahoo! падает до $14 млрд.
Yahoo! лихорадит, директора меняются один за другим. В какой-то момент кажется, что бывшему вице-президенту Google Мариссе Майер удается спасти компанию: ее капитализация выросла до $31,4 млрд. Но то, что приняли за исцеление оказывается лишь ремиссией. В 2016 году история Yahoo! заканчивается: мобильный оператор Verizon выкупает ее за скромные $4,8 млрд.
#техноистории от Саши Иванова
_______
Источник | #antidigital
@F_S_C_P
------
Комментариев нет:
Отправить комментарий