Забытый бипер
В 1920-х годах, на пике борьбы с гангстерами, Детройтская полиция решила внести перелом в работу патрулей. Им начали передавать сообщения по односторонней радиосвязи, диктуя номера угнанных автомобилей или приметы пропавшего ребенка. Впрочем, эта история не получила продолжения до 1949 года.
Канадец Эл Гросс, выходец из румынско-еврейский семьи эмигрантов, был одним из самых продуктивных и, одновременно, неудачливых изобретателей. Радио он увлекся в 16 лет, и изобретения посыпались сразу же — беспроводная радиосвязь была его коньком, вот только заказы на производство раз за разом улетали к конкурентам или изобретения не «выстреливали» вовсе, обогнав свое время.
Идея пейджера (хотя чаще его будут называть «биппер») родилась у Гросса, когда он работал над уоки-токи. Это было устройство, которое получив сигнал по радиосвязи, пищало, сообщая владельцу, что он должен совершить заранее оговоренное действие. Гросс считал, что больше всего он будет нужен врачам, к которым пациенты могли бы обращаться в срочных случаях. Поэтому он приехал с новинкой на конгресс медиков и провел там демонстрацию, которая вызвала бурю эмоций, причем резко негативных.
Позже Гросс будет говорить, что «врачи не хотели, чтобы их отвлекали от игры в гольф». Но возможно проблема была в самом Гроссе, не умевшем рекламировать свои изобретения. Во всяком случае, когда шесть лет спустя к медикам со своим бипером пришла Motorola, проблем с внедрением не возникло, и Гросс вновь остался не у дел.
Больницы с радостью приняли этот миниатюрный (размером всего лишь почти с пол-кирпича) радиоприемник. А в 1959-м за пейджерами потянулся и Старый свет: компания Multitone оборудовала ими больницу в Лондоне.
Motorola же врачами не ограничилась, биперы стали служить полицейским и пожарным — компания шла изведанным путем, уже однажды пройденным ею при внедрении уоки-токи. Правда, Федеральная комиссия по связи не спешит передавать частоты под пейджинг, и идея заморожена на десятилетие, пока в 1971 году бюрократическая блокада не была прорвана.
Следующие 10 лет пейджинговые компании тратят на неспешный «захват мира». Идея-то простая: ты звонишь по телефону, сообщаешь номер пейдежера и диктуешь сообщение, у абонента пищит гаджет, и он ищет телефон, чтобы тоже позвонить оператору, который зачитывает ему твое сообщение. Но дело идет туго: за 12 лет число пользователей выросло со 100 тысяч до 3,2 млн. Девайс слишком дорогой — около $200. В 1980-м году упомянутая Multitone за огромные деньги организует такую сеть связи в Москве к Олимпиаде.
Массовым спрос на пейджеры станет к концу 80-х, когда их стоимость резко упадет — в ходу модели дешевле 50 долларов. Пиком же их популярности станет 1994 год. Мобильный телефон тогда стоит $2000, да и сама сотовая связь еще очень дорога, так что 64 млн владельцев пейджеров потешаются над пионерами мобильной связи, которых тогда было несколько миллионов.
Но уже в 1995-м ситуация изменилась: мобильниками пользуются 90 млн, а число пользователей пейджеров сокращается до 56 млн. В тот момент на пейджер уже передаются текстовые сообщения, кроме того, активно рекламируются «твейджеры», способные не только принимать, но и передавать сообщения. Но мобильные телефоны убивают этот гаджет на корню.
К 2007 году, когда пейджеры уже почти исчезли, в мире в все время их существования было продано больше 200 млн этих устройств. И хотя они и сейчас используются кое-где скорой помощью или пожарными, это все-таки реликтовые явления. До недавних событий почти всё население Земли было уверено, что пейджер — глубокая архаика.
В целом так и есть: в том же Ливане уже очень много лет нет ни операторов пейджинговой связи, ни самого сервиса, который использовался бы обычными гражданами. Их использовали, впрочем, как мы теперь знаем, для обхода прослушки. Судя по всему, используемые протоколы при этом отличались от классических, которые было легко декодировать, и не <...>
@F_S_C_P
Комментариев нет:
Отправить комментарий