Заря электричества
Дела у Эдисона шли прекрасно, пока не объявился конкурент в лице Вестингауза, и началось то, что потом назовут «войной токов»: Эдисон горой стоял за постоянный ток, а Вестингауз считал, что будущее за переменным.
В конце концов Вестингауз принял на работу талантливого эмигранта Теслу, уволенного Эдисоном. Тот сперва обещал Тесле 50 тысяч долларов за технические решения, но когда он создал их, Эдисон отказался платить сербу, сказав что тот просто не понял его американского юмора. Вестингауз же сразу предложил Тесле $1 млн плюс роялти от внедрения.
Разработка Теслы — двухфазный переменный ток — означает, что дела Эдисона плохи. Но Эдисон не перестал упорствовать в своем стремлении навязать миру тупиковый вариант.
В Старом свете шла своя война токов, сродни американской.
Там друг другу противостояли фон Сименс, к тому времени уже «оседлавший» постоянный ток, и Ратенау с его компанией AEG, инженеры которой считали, что только переменный ток решит проблемы передачи электроэнергии.
Среди вовлеченных в эту войну — Михаил Доливо-Добровольский. Он учился в Риге, в созданном лютеранами политехническом институте. Занятия велись на немецком — своих кадров не было, преподавали приглашенные профессора.
Учиться Михаилу пришлось недолго: в 1881 году, после убийства Александра II, он был исключен за «антиправительственную деятельность» — он подписал петицию против репрессий. Это означало запрет на продолжение учебы в России, «волчий билет», и Доливо-Добровольский уезжает продолжать образование в Германию, в Дармштадт. В Россию он больше не вернется.
В 1887 Ратенау пригласил его в AEG, и отныне вся жизнь Доливо-Добровольского будет связана с этим концерном.
К тому моменту его занимает идея трехфазного переменного тока. Дело в том, что человечество еще не могло решить проблему передачи электроэнергии на большие расстояния. Постоянный ток (электрическая лампочка Эдисона и трамваи Сименса, например) диктовал очень дорогие и малопригодные для практики решения: где-то рядом должны размещаться генераторы, которые подавали бы ток определенной мощности (например, 110V для электроламп и 500V для трамваев), перераспределить её было невозможно.
Доливо-Добровольский занялся созданием прибора, который мы сегодня знаем как трансформатор, и который дожил до настоящего времени, не претерпев сколько-нибудь значительных изменений: современные трансформаторы выглядят так же, как в XIX веке.
В 1891 году во Франкфурте-на-Майне открылась выставка, посвященная электричеству, которая продемонстрировала преимущество трехфазного переменного тока: AEG, по проекту Доливо-Добровольского, осуществил передачу энергии.
Протяженность первой линии электропередачи составила 170 километров, это было феноменальным достижением, стало ясно, что расстояния больше не преграда для передачи электричества.
Мир ждал появления электричества десять лет, с того момента, как, в 1881 году, Эдисон показал свою лампочку на выставке в Париже.
Густой яркий свет поразил обывателей, но реальную путевку в жизнь электричество получило только после открытия Доливо-Добровольского.
Именно тогда и наступила эра электричества: во всем мире начинается активное строительство гидроэлектростанций, ЛЭП, распределительных подстанций.
Электричество завоевывает мир быстро и легко, становится массовым, общедоступным и дешевым.
Правда, открытие Доливо-Добровольского было успешно оспорено Вестингаузом, который «доказал» суду, что все патенты AEG по трехфазному току являются версией изобретенного Теслой двухфазного.
Сутяжничество Вестингауза не сказалось ни на научной репутации Доливо-Добровольского, ни на его карьере. В 1909 году он получает швейцарское гражданство и становится директором AEG.
Умер Доливо-Добровольский рано — в 57 лет, в 1919 году в Германии, куда вернулся после окончания первой мировой. Одна из улиц Дармштадт <...>
@F_S_C_P
Комментариев нет:
Отправить комментарий