Оптический предок мессенджеров
Клод Шапп придумал оптический телеграф в 17 лет, и вовлек в это дело и своих братьев. Но тогда, в 1780-м, рассказать об их изобретении было некому: вельможи их не принимали, денег на реализацию проекта взять было негде.
Но в 1793-м бывшего голодранца, а ныне гражданина Французской Республики, выслушал Конвент. Идея семафорного сообщения изумляет депутатов, и за нее берутся немедленно. В следующем году уже запущена линия оптической связи между Парижем и Лиллем.
22 башни с семафорами связали два города на расстоянии 225 км. Сигнал от башни до башни передавался с помощью устройства в виде поперечины с рукоятками. Изменения их положения суммарно давали комбинацию из 196 символов. Сообщения передавались по цепочке. В хорошую погоду сигнал можно было разглядеть с помощью подзорной трубы.
Один знак долетал от Парижа до Лилля за две минуты, а вполне содержательное (но очень коротенькое) сообщение можно было передать за несколько минут. Это устройство способствовало успехам армии Наполеона – он быстро узнавал о событиях в своих владениях и мог реагировать на них куда оперативнее, чем противник.
Братья Шапп узнали о таком способе коммуникаций из античной истории – правда называлась эта система тогда не «семафор» (это слово придумал Клод Шапп), а Фриктория. Эта система передачи сигнальных огней использовала квадрат Полибия, который поместил все буквы в квадрат 5х5, где нашлось место всему греческому алфавиту (24 знака). Две группы факелов на каждой башне могли передавать слова. Например, если левый факел показывал два (по вертикали), а правый 5 (по горизонтали), то получалась буква К.
Идею унаследовали римляне и карфагеняне, она существовала в Византии в виде системы маяков (сигналы шли по береговой линии, и об этом помнили еще в IX веке), но в средние века жизнь упростилась, даже дороги поддерживать в рабочем состоянии - и то не могли, куда уж там думать о связи.
Возродил это устройство Роберт Гук в 1684-м, а еще через 18 лет французский механик Амонтон показал свое устройство при королевском дворе. Однако, обе разработки вскоре были забыты. Пока идею не возродили братья Шапп, успех которых вызвал волну новых разработок. Среди них особо выделяют семафор Августина Бетанкура – в 1798-м он построил линию Мадрид - Кадис и создал совершенную систему передачи сигналов.
В России Иван Кулибин делает свой семафор еще в 1794-м году, на волне слухов из Франции. Но внедрять начали систему Бетанкура, когда он в 1808 году бежал в Россию (его позвали, впрочем, не для этого, а как архитектора). Правда, дальше связи столицы с Царским Селом и Кронштадтом дело не пошло. Пока, в 1839 году Николай I, настрадавшийся во время междуцарствия 1825 года от долгих переговоров с засевшим в Польше братом Константином, не устроит грандиозный проект – оптическую связь с Варшавой (1200 км). Заметим, что к этому времени Шиллинг уже 7 лет как изобрел вполне пригодный электрический телеграф.
Самой густой сетью оптических линий связи была покрыта Швеция, где Абрахам Эделькранц, услышав что-то о работе Шаппов, сделал семафор своей конструкции. За свои деньги он строит вышки в королевском замке Стокгольма и загородным замке, и передает стихотворение, написанное им на 14-й день рождения короля. Король в восторге и велит развивать сеть. Когда в 1808 году русские захватывают Аландские острова, то семафор, оказавшийся в их тылу, на который они не обращают внимания, продолжает работать и сообщать шведам о перемещениях русских войск.
Идея обмена сообщениями оказывается настолько удобной, что линии оптической связи появляются везде: даже далекий остров Тасмания строит свои семафоры.
Эпоха эта, впрочем, длилась недолго: до изобретения электрического телеграфа. Как водится, там, где предыдущая технология была хорошо развита, внедрение идет медленно. Французам ломать работающие семафоры буде <...>
@F_S_C_P
Комментариев нет:
Отправить комментарий