воскресенье, 22 декабря 2024 г.

Кто придумал покупать стартапы

 Кто придумал покупать стартапы


В 1877 малоизвестный изобретатель Томас Алва Эдисон экспериментировал с иглой, которая могла бы отражать на фольге знаки азбуки Морзе. Он запустил устройство с большой скоростью и обнаружил, что царапание иглы по фольге создает непрерывное звучание.

Ум Эдисона был заточен на поиск нового — в самом деле, палкой по решетчатому забору, например, проводили миллионы людей, но никому не пришло в голову, что это можно использовать для записи и воспроизведения звука.

Так появился фонограф, прибор, ставший пионером среди всех такого рода устройств.

Записывать звуки пытались и раньше: в 1857 году француз Эдуар де Мартенвиль придумал такое устройство, но у него имелся обидный недостаток: записанное невозможно было воспроизвести. Смогли это сделать только в 2022 году с помощью компьютера, попутно выяснив, что француз не обманывал: его устройство реально записывало звуки.

А в 1876 году поэт, шансонье и легкомысленный гуляка Шарль Кро подал заявку на палеофон («звуки прошлого»). Он позволял уже не только записывать, но и воспроизводить звук. Но запатентовать его не смог: не дело поэта возиться с бюрократами. Кро вполне довольствовался восторгами собутыльников, которые восхищались его изобретением.

Но Эдисона восторги не интересовали, он был нацелен делать деньги. Фонограф запущен в серию, и продажи — радуют. Заработанные деньги позволяют Эдисону переключится на проект, связанный с лампой накаливания, который его и прославит.

К фонографу он вернется только в 1887-м, и обнаружит, что годом ранее Александром Беллом и Самнером Тейнтером создан графофон, превосходящий фонограф по всем параметрам. Правда, Тейнтеру (автору устройства) и Беллу так и не удалось разогнать продажи (Белл был так себе продавцом, внедрение и реклама всегда были его ахиллесовой пятой). Так что Эдисон просто использует находки Тейнтера в своем механизме (важнейшая из них - восковой валик для записи).

Эдисон поступает так, как делал всегда — он собирает все лучшее, что наработано человечеством к этому моменту и объединяет достижения в одном устройстве, добиваясь совершенства (никого не напоминает? 🍏).

Чужие авторские права его удручали, но не останавливали (за свои, правда, он свирепо дрался). Он справедливо полагал, что лучшего можно достичь только работая на пике достижений науки и техники.

Эдисон получает идеальный фонограф, лучший в мире. Он предлагает Беллу и Тейнтеру сотрудничество, но предложение отклонено: все решит суд.

Эдисон не просто ждал такого исхода, но готовил его. Он знал, что Тейнтер получал тогда $15 в неделю (неплохо для парня-самоучки, который не окончил школу, но инженеры Эдисона зарабатывали в неделю несколько сотен). И что ему принадлежали 50% прав на патент, а 50% были у Белла.

Опытный сутяга Эдисон знал, что суд будет настаивать на мировом соглашении, и приготовил предложение, которое устроило и Белла, и Тейнтера — первый получал $4000 за чужую идею, из которой сам не сумел извлечь денег, второй - то же и роялти в размере $5 за каждый проданный фонограф, цена которого выросла в 1,5 раза.

Неизвестно, сколько, в итоге, было продано фонографов, но счет шел на многие десятки тысяч, и продажи сделали Тейнтера довольно обеспеченным человеком.

Эдисон же сэкономил, купив разработку «дешевого» Тейнтера: если бы он поручил сделать подобное своим инженерам, то одна их зарплата обошлась бы ему дороже тех денег, что он потратил на заключение сделки. И не факт, что результат был бы таким же годным, как у «стартапера». А еще он бы потратил на разработку годы, в течение которых теперь он зарабатывал деньги, а не тратил.

То есть, по сути, Эдисон, вероятно, впервые в истории человечества, купил стартап вместо того, чтобы вкладываться в свои разработки.

А закончится история так. Накануне наступления XX века Эдисон прекратит отчисления Тейнтеру, перехватив {...продолжить в источнике}

_______
Источник | #antidigital
@F_S_C_P

Комментариев нет:

ad