Социнженеры, привет! Вот два отличных исследования про то, как можно напихать трезвому здоровому человеку новых воспоминаний.
Первое:
— 24 участникам пытались втопырить ложное воспоминание о том, как они потерялись в торговом центре в детстве.
— Дали описания 4 событий — 3 реальных (рассказали родственники) и 1 ложного. Новое включало стандартные элементы: потеря надолго, плач, возраст около 5 лет, помощь пожилой женщины, счастливое воссоединение с семьей.
— Просили записать все, что они помнят об этих событиях. Потом дважды провели интервью с интервалом в 1-2 недели.
— 25% участников вспомнили, как терялись торговом центре. Кто-то прямо очень детально, кто-то похуже, но в общих чертах.
— Те, кто вспомнил ложное событие, оценивали ясность этого воспоминания ниже, чем ясность реальных воспоминаний.
Как лучше внедрять воспоминание:
1. Примешать к реальным. Тут в опыте оно всегда было третьим.
2. Детально описать знакомый опыт, включающий знакомые элементы (место, люди). Это создавало начальную активацию в памяти. Описание ложного события затрагивало реальные воспоминания о походах в магазины, могли активироваться общие знания о ситуациях потери детей.
3. При попытках вспомнить событие, мозг комбинировал предложенную информацию с реальными воспоминаниями и общими знаниями. Участники могли добавлять детали из своего опыта (например, описание конкретных магазинов).
4. Многократные попытки вспомнить во время интервью укрепляли ложное воспоминание. Некоторые участники отмечали, что воспоминание становилось яснее со временем.
5. Со временем участники могли забыть, что информация о потере была предложена исследователями, и начинали воспринимать её как собственное воспоминание.
Практика:
— Люди могут быть очень уверены в своих ложных воспоминаниях и описывать их в деталях.
— Нельзя надежно отличить истинные воспоминания от ложных без независимого подтверждения.
— Это объясняет некоторые случаи, когда люди твердо верят в биологически или географически невозможные воспоминания.
Вторая ещё веселее:
— Бумажные фотографии из семейного альбома — отличный способ внедрить воспоминание.
— 20 человек, для каждого участника подготовили 4 фотографии из детства: 3 настоящих и 1 поддельную, где участник катался в детстве на воздушном шаре.
— 3 интервью в течение 1-2 недель. Просили вспомнить как можно больше деталей о событиях на фото.
— Результаты уже получше: 50% участников (10 из 20) к концу исследования сформировали частичные или полностью ложные воспоминания о полете на воздушном шаре.
— Как и прошлый раз, ложные воспоминания развивались постепенно от интервью к интервью. Первое и третье интервью записывались на аудио и делали по модифицированной процедуре Step-Wise (изначально разработанной для расследования случаев жестокого обращения с детьми). Типа, покажи на игрушке, где этот воздушный шар тебя трогал.
— Участники с ложными воспоминаниями были более уверены, что событие действительно произошло.
— Большинство деталей в ложных воспоминаниях не были напрямую взяты с фотографии, а были продуктом воображения. Менее 30% деталей с фотографии.
— Детали, не связанные с фото, классифицировали на: обстановку ("Мы поднялись в воздух с большого поля за городом", "Рядом была река", "Это было во время школьных каникул"), эмоциональные реакции ("Я чувствовал себя в безопасности, потому что рядом был папа", "Когда мы поднялись в воздух, я почувствовал страх"), сенсорные входы ("Помню запах горячего воздуха и немного газа", "Ветер трепал мои волосы"). К третьему интервью увеличивалась доля деталей, связанных с эмоциями, за счет уменьшения деталей обстановки.
Ах да, помните, как в первый день в
{...продолжить в источнике}
_______
Источник | #Fourier_series
@F_S_C_P
Комментариев нет:
Отправить комментарий