пятница, 28 ноября 2025 г.

Черная пятница, или как продать неликвид

 Черная пятница, или как продать неликвид


Идея распродать товар максимально быстро, для чего его нужно всерьез уценить, уходит корнями так глубоко, что проследить её истоки, пожалуй, невозможно. Можно предположить, что лучше всех это умели делать контрабандисты, потому что лучший способ спрятать «запрещенку» - не сложить её в пещере, а распродать. Но в легальной торговле эта практика укоренилась благодаря Фрэнку Вулворту, который просто-таки мечтал работать продавцом, не имея для этого никаких качеств.

Этот заикающийся и болезненно застенчивый интроверт даже разговаривать-то толком не мог, а именно этот навык и был главным для продавца, потому что в те годы ценников не было, и лучше продавал тот, кто «впаривал» побольше товара по максимальной цене. Хозяин магазина терпел Фрэнка из жалости, но всякое терпение имеет предел, и однажды он поставил Вулворту условие: он весь день работает один и, если «выживет», то его не выгонят.

И Фрэнк, эта «улитка в раковине», нашел лучший для себя способ «выжить»: он раскладывает товар по полкам, пишет везде ценники, а сам прячется за кассой. Как выяснилось, этот способ стал лучшим не только для него: покупатели сметают товар с полок, дневная выручка превышает обычную недельную, а Фрэнк… увольняется, придумывает модель супермаркета, заменяя дорогих продавцов дешевыми раскладчиками товара, и открывает огромную сеть магазинов, где всё по 5 центов.

В начале ХХ века Вулворт – один из самых богатых людей планеты (моду застраивать Манхэттен небоскребами ввел именно он). Он изменил формат торговли раз и навсегда. Его последователи устраивают сезонные распродажи, но опытным путем все приходят к тому, что лучший для распродаж день – пятница через неделю после дня Благодарения.

В 1966-м этот день впервые назвали «Черной пятницей», черной – потому, что в этот день вся Америка встает в гигантские пробки. Для страны, где передвижение завязано на личный транспорт, это сродни Апокалипсису. Зато для продавцов она «золотая»: магазины в этот день забиты покупателями и залежалый товар расходится великолепно.

Когда настало время интернет-торговли, то онлайн-продавцы решили, что негоже покупателям в этот день шляться по офлайн-точкам - так родилась идея интернет-распродаж.

Первая такая распродажа прошла в 2004-м, а на следующий год ее назвали Киберпонедельником, и проводят теперь в первый понедельник, следующий за Черной пятницей.

У нас киберпонедельником называют посленовогодние распродажи (дабы избавиться от товара, который не разошелся на праздники). Правда покупатели, освободившиеся от денег еще накануне 1 января, проблемы продавцов понимания, кажется, не находят.

Впрочем, по обороту все распродажи сейчас перекрывает самая молодая, которая впервые была проведена в 2009-м командой Aliexpress - день холостяка.
Говорят, что в далеком 1993-м четверо холостяков, студентов шанхайского университета решили себя побаловать шоппингом, чтобы скрасить свое одиночество. Четыре одиноких сердца придумали ублажить себя именно в день четырех единиц: 11.11.

Маркетологи Джека Ма отлично раскрутили эту идею - сначала в Китае, где мужчин намного больше, чем женщин, а потом, когда чудеса логистики по быстрой доставке товара из Китая в любую точку планеты стали обыденностью, День Холостяка распространился на весь мир, и продавцы его охотно подхватили.

Сейчас эти распродажи обросли массой деталей и приемов: например, когда человек, который первым успеет нажать кнопку «купить», получает вожделенное практически даром (вроде последней модели iPhone за $1). Так что сегодня именно День Холостяка – распродажа №1 в мире.

Накануне распродаж и продавцы, и покупатели публично спорят, стоит ли в них участвовать, проходя все стадии принятия неизбежного. Мы же лишь посоветуем не покупать ненужное.

Комментариев нет:

ad