понедельник, 17 марта 2025 г.

Плачем мы водой, но обычно в глазах кровь

 Плачем мы водой, но обычно в глазах кровь.


Началось с того, что нас тут спросили, почему глаз не мёрзнет в Якутии, когда там вполне нормально -60 градусов по Цельсию.

Ну, во-первых, мёрзнет, но не сразу. А вот там, где потеплее, хотя бы комфортные -40, уже всё гораздо лучше.

Под роговицей лежат склера и конъюнктива, которые очень богаты сосудами, как и многие другие вещи с этой стороны головы, где в коже проделаны дырочки. Теплообмен с остальным организмом очень хорошо налажен, а организм умеет хорошо преобразовывать добытые хот-доги в тепло.

Ещё глаза рефлекторно сужаются на холоде, что уменьшает теплопотерю. Да и само расположение немного относительно остального организма внутри даёт глазу дополнительное преимущество по теплу.

Ну и сама слёзная плёнка — отличный антифриз.

И вот в этом месте мы перестали отвечать на вопрос про то, почему глаз не мёрзнет — и начали с увлечением дербанить научную работу про структуру плёнки. А там есть, что подербанить:
— По химическому составу слезы похожи на разбавленную кровь со сниженным содержанием белков.
— Главная задача — такое силовое поле космошлюза между внешним миром и организмом. То есть обеспечить гладкость, термозащиту, защиту от патогенов и прилетающего песка.
— Три слоя: муциновый (слизистый) снизу у эпителия, водный в середине и масляный (липидный) сверху. Раньше думали, что только два.
— Слеза может пополняться из мейбомиевых желез, нижний её слой — из бокаловидных клеток, и ещё всяких других вспомогательных клеток. Водный компонент берётся из слёзной железы, и именно она выступает запасным баком на случай, если надо вымыть бревно из глаза или понести тяжёлую утрату. Ну или если прям очень смешно.

Теперь защитный барьер. В самоё слезе есть лактоферрин (он хелатирует железо, лишая микроорганизмы этого элемента) — то есть если микроорганизм присосётся к вашему глазу, проживающие там бомжи сразу начнут разбирать его на металлолом. Ещё лизоцим (литический к гликозаминогликанам), антибактериальный фактор, комплемент, интерферон и все иммуноглобулины, лимфоциты. Проще говоря, такие же системы безопасности, как у нас внутри, только у них тут пост с усилением. И им регулярно проводят учения. И выдали автомат.

Глаз может моргнуть. Он это делает в зависимости от режима достаточно часто — днём бывает до раза в 3 секунды. Это как перезагрузка: давление на мейбомиевые железы (выдавить слезы), на бокаловидные клетки, обновление передней поверхности, перемешивание-выравнивание и так далее. В общем, если не моргать, глаз высохнет и перегреется.

Слизистый слой почти весь на дне глаза. Он защищает клетки снизу от происходящего (чаще — от сдвига), ещё он более плотный и выступает последним слоем защиты. В нём же запас иммуноглобулинов. В частности, именно этот слой защищает клетки от сдвига при движении век. Состоит из очень длинных молекул вроде гикопротеинов и солей гиалуроновой кислоты. Если его разрушить, полностью он восстановится за 30 минут.

Масляный слой знаком вам по твёрдым комочкам в уголках глаз. Потому что им нужна высокая температура, чтобы распределяться как жидкость. Он вдвое уменьшает испарение с глаза, защищает от мелкой пыли.

Водный слой — это дешёвая смазка, хороший физический барьер 7 мкм, плюс через него можно передавать питание.

Оказывается, самая странная история — закрытый глаз. Это ненормальное состояние. Когда глаз закрыт, прероговичная слезная пленка находится в осмотическом равновесии с водянистой влагой, и осмотический поток не происходит; в результате строма роговицы утолщается. Вы просыпаетесь, а передняя линза толще, чем надо. Плюс во время сна растут Ig и лейкоциты. Но глаза во сне двигаются, поэтому плёнка нормально перемешивается. А вот во время глубокого наркоза нет, поэтому глаз надо увлажнять, кстати.

После этого исследования стали чуть лучше лечить синдром сухого глаза и чуть больше презирать контактные линзы.

--
Вступайте в ряды Фурье! Ну дедушка, скоро вы будете читать без очков! — Не может быть... Как это? — Руками дедушка, руками!

Комментариев нет:

ad